Современный русский язык

Тематика контрольных работ

Задание 1.Дате определение такого понятия, как современный русский литературный язык, опираясь на учебники по данному предмету

 Задание 2 Дате определение лексикологии как части языковой систем.  Охарактеризуйте слово как основную единицу лексической системы язы­ка.

Задание 3.Выпишите из толкового словаря 3 примера многозначных слов.

Задание 4 Дайте определение таких понятий, как омонимия и антонимия Выпишите из словарей 2 примера синонимического ряда и две антоними­ческие пары. Охарактеризуйте их.

Задание 5 Дайте определение таких понятий, как "исконно русская лексика", "заимствованная лексика".используя этимологический словарь, приведите по 3 примера слов на каждый тип

Задание 6.Каким может быть расположение слов в толковых словарях? Назовите известные вам толковые словари. Какие аспектные словари вы знаете?

Задание 7 . Произведите фонетическую транскрипцию 4 строчек связ­ного текста, обозначив границы фраз и речевых тактов. 

Задание 8.Охарактеризуйте слоги в слове армия

Задание 9 Что изучает графика как раздел науки о языке? Каковы основные принципы русской графики? Поясните ответ примерами.

Задание 1О Охарактеризуйте кратко реформы графики русского языка. В чём они заключались?

Задание 11 Назовите принципы русской орфографии. Приведите по три-четыре примера написаний на каждый из принципов.

Задание 12.Охарактеризуйте способы образования слов. Приведите по 3-4 примера слов на каждый способ образования

Задание 1З Что изучает морфология как раздел грамматики? Назовите  принципы на основании которых производится классификация частей речи.

Задание 14.Сформулируете основные понятия. Приведите по 1-2 пример; иллюстрирующих каждое понятие :часть речи, существительное, прилагатель ное, местоимение, числительное, глагол, причастие, деепричастие
,наречие, частица, союз, предлог, косвенные падежи, склонение, спряжение, наклонена вид, сравнительная степень, варианты.

Задание 15 Произведите морфологический разбор 3-4 слов знаменатель­ных частей речи.

Задание 16.Сформулируйте основные понятия? Приведите по 1-2 примера иллюстрирующих каждое понятие: синтаксис, пунктуация, словосочетание, члены предложения, подлежащее, сказуемое, определение, приложение, допол­нение, обстоятельство, причастный оборот, определительный оборот, деепричастный оборот, однородные члены предложения, обобщающее слово, вводные; слова и предложения, вставные конструкции, простое предложение, сложное предложение, сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложе­ние, бессоюзное предложение

Задание 17 Установите тип простого предложения. Свой ответ объясните:

1. Между нами не было ни дружбы, в настоящем смысле слова, ни
внутренней близости. (З.Гиппиус)

2. А идти рядом с Сергеем Сергеевичем и говорить с ним было мучительно.
(А.Чехов)

3. Костюмированный вечер. Небольшая зала изящно отделанного особняка
в переулке близ Невского.

4. Давно нет никаких, кроме казенных, газет. Журналов и книг нет вообще.
Гладко. (З.Гиппиус)

5. Вообще мне противна всякая игра на деньги. Я запрещаю играть в своем
присутствии. (Д.Хармс).

  Задание 18. Выделите главные члены предложения и второстепенные члены предложения (Если возможны варианты разбора, то постарайтесь обосновать выбранный Вами). Приведите примеры словосочетаний разных типов:

1. Декадентство, символизм (к нему Брюсов близко не примкнул), принцип "чистого" искусства, тяга к европеизму наконец - все это было неизбежной революцией против многолетнего царствования наследников Белинского и Писарева, приведшего действительно к литературному оскудению.

(З.Гиппиус)

2. Заблудиться здесь можно только при очень большом желании. (Войн.)

3. У меня есть прекрасный предлог ее разыскивать. (Д.Хармс)

4. Люлю в дорогих легких мехах, в средневековом бархатном берете,
печальными, молящими глазами, уткнув лицо в муфту необыкновенной
величины, смотрела на сидящего напротив молоденького сумского
офицера. (И.Бунин)

5. Бог благословил меня счастием видеть и слышать многих из этих
странников. (И.Бунин).

Задание 19.Установите тему и рему в приведенных примерах:

1. Александр Введенский вышел в черной рясе, перекрещенной цепями
креста и панагии, черноволосый, смуглый, горбоносый. Вышел и сел за
длинный красный стол без всякой застилки.

2. Все экзамены, опросы шли в высшей степени благополучно для
тщеславия отца, за исключением пения. Пение преподавал городской
капельмейстер по фамилии Александров, по кличке "Козел".

Задание 20.Охарактеризуйте сложносочиненные предложения:

Зеленый огонь погас и не стало видно теней (Ч).

Солнце уже пряталось и на цветущей ржи растянулись вечерние тени (Ч). Было тихо темно и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука (Ч.).

  Задание 21Охарактеризуйте сложноподчиненные предложения:

Я думал что когда умрет дедушка то и бабушка верно умрет потому что она

старая и седая. (Акс.)

Угроза что книги отнимут совсем заставила меня удержаться от слез...(Акс).

Это так казалось ему дико что он даже не заплакал (Г.). Как ни глупы слова дурака а иногда бывают они достаточны чтобы смутить умного человека (Г.).

  Задание 22 Охарактеризуйте сложные бессоюзные предложения:

Раз весною 1834 года пришел я утром к Вадиму ни его не было дома ни его братьев и сестер. (Герц.)

Потом было любопытство кто и зачем кричал караул у самого окна. (Тын.) Не стану описывать ни числа, ни качества блюд - скучно обед был сытен вина подкрашены прислуга неопрятна Андрей Андреевич приторен штатный смотритель весел а бледная красавица неговорлива. (Вонляр.)

  Задание 23Охарактеризуйте сложные синтаксические конструкции:

Я заметил что когда к ней приходили за деньгами то сначала обращались к Моисею и раз я видел как какой-то мужик весь черный должно быть угольщик кланялся ему в ноги иногда пошептавшись он выдавал деньги сам не докладывая барыне из чего я заключил что при случае он оперировал самостоятельно за свой счет. (Ч.)

  Задание 24Определите и охарактеризуйте тип осложнения:

Ректором был тогда Двигубский один из остатков и образцов допотопных профессоров или лучше сказать допожарных то есть до 1812 года. (Герц.) Как-то в полдень в саду на берегу пруда в самой чаще густо сплетенного вишняка в ажурной тени его тонких ветвей в неподвижном, млеющем ароматом темных вишен воздухе лежал он с книгой в руках и читал. (Г.-М.)

  Задание 25Основные принципы русской пунктуации.

Охарактеризуйте сложносочиненные предложения:

Были учреждены военно-полевые суды и восстановлена смертная казнь недавно отмененная. (Паст.)

Дождь охлестывал деревянную стену дома и она из серой становилась черною. (Паст.)

 

ВОПРОСЫ к экзамену "СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ-ЯЗЫК"

1.Предмет и задачи курса. Русский язык-язык межнационального общения  

2.Лексика. Слово как основная единица лексической системы языка.

Многозначность слова. Омонимия.

3.Паронимы. Антонимы, Синонимы.

4.Формирование лексики русского языка. Исконно русская лексика. Заимствованная лексика.

5.Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления. 6.Лексика русского-языка с точки зрения активного и пассивного запаса.

7.Стилистическая дифференциация лексики. Стилистическая окрашенность лексических средств.

8.Фразеологизм как значимая единица языка. Основные признаки фразео­логизма.

9.Лексикография. Основные типы словарей. Важнейшие толковые словари Основные аспектные словари. Справочно-лингвистические словари. 10.Понятие о фонетике. Три аспекта фонетики. Гласные и согласные звуки. Их классификация.

11.Слог.Ударение.

12.Орфография. Орфограмма. Основные принципы русской орфографии.

13.Предмет словообразования. Морфемика. Морфемный состав слова.

14,Способы словообразования.

15.Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова. Формальные грамматические средства. Грамматическая категория. Части  речи.

16.Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Категории, одушевлённости/неодушевлённости.  Категория рода.

17. Словоизменительные категории имени существительного.

18. Имя прилагательное как часть речи. ЛГР имен прилагательных. Обра­зование краткой формы. Образование степеней сравнения. Типы склонения имён прилагательных.

19. Имя числительное как часть речи. Грамматические разряды. Склонение.    

20. Местоимение как часть речи. Склонение местоимений.

21. Местоимение как часть речи. Глагол как часть речи. Спряжение глагола.

22.Категория вида глагола, категория залога глагола. Категория наклонения глагола.

23. Причастие

24.Деепричастие.

25. Наречие как часть речи.

26.Частицы. Предлоги. Союзы.

27.Модальные слова. Междометия. _

28.Предмет синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Форма и значение словосочетания.

29.Предложение как единица синтаксиса. Предикативность. Грамматически организованность.

30.Типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраска 31.Простое предложение. Двусоставные предложения.

32.Подлежащее и способы его выражения.

33.Сказуемое и его типы.

34.Однообразные предложения. Глагольные односоставные предложения.

35.Субстантивные односоставные предложения.

36.Нечленимые предложения. Распространённые и распространённые   предложения.

37.Второстепенные. Члены предложения. Типы второстепенных членов предложения.

38.Предложения с однородными членами. Средства выражения однородности 39.Предложения с обособленными членами.

40.Сложное предложение. Интонационные особенности сложного предложения. Особенности внутреннего строения предикативных единиц.

41.Свободные и несвободные по строению сложные предложения. Деление

сложных предложений по характеру средств связи частей. 42.Сложносочиненные предложения. Классификация ССП.

43.Сложноподчинённые предложения. Элементы строения СПП.СПП расчлененной и нерасчлененной структуры. Классификация СИП.

44.СПИ нерасчлёнённой структуры.

45 СПИ расчленённой структуры.

46,СИЛ с несколькими придаточными.

47.Бессоюзные сложные предложения. Классификация ЕСП.

48.Период.

49.Способы передачи чужой речи.

50.Принципы русской пунктуациии. Основные функции знаков препинания.

 

Обязательная литература

Базовые учебники:

Современный русский литературный язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М.1997(1981).

Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. М., 1977.

Лекант П.А., Клобуков Е.В., Касаткин Л.Л. Современный русский язык. М.,1997.

Лекант П.А., Клобуков Е.В., Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Словарь-справочник. М., 1995.

Академические грамматики:

Грамматика русского языка [Грамматика-60]. Т. II. Ч. I. М., 1960. С. 384-488.

Грамматика современного русского литературного языка [Грамматика-70]. М., 1970. С. 546-573.

Русская грамматика [Грамматика-80]. Т. II. М., 1980. С. 5-13, 13-25, 83-92, 149-163,238-241,461-467.

Рекомендуемая литература

Арутюнова Н.Д., Ширяев Е.Н. Русское предложение. Бытийный тип. М., 1983. С. 5-13.

Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике М., 1977.

Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: МГУ. 1998. С. 207-250, 373-468.